Китайская инфраструктурная экспансия

На недавно состоявшейся церемонии открытия  Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB) председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что создание AIIB позволит «улучшить возможности для инфраструктурного строительства в Азии и будет способствовать региональной экономической интеграции». Не исключено, что данный вопрос может сыграть роль и для Украины в сложившейся ситуации, когда Россия стоит препятствия на пути транзита через свои территории украинских грузов.

Напомним, что задачей инфраструктурного китайского проекта «Один пояс, одна дорога» была именно трансформация экономической основы Евразии. Предполагалось, что в пояс будут входить железнодорожные линии из западного Китая (провинция Синьцзян) через Центральную Азию, а оттуда в Европу, Ближний Восток, Южную Азию. Помимо этого планировалось создание портовых цепей для осуществления перевозок из Восточной Азии методом включения стран, находящихся на этом пути, в сухопутную международную торговлю из Китая, давая ему возможность двигать свои товары по суше, а не только по морю, как он в настоящее время делает.

Шелковый путь создается преимущественно для промышленного района Китая Сыньцзян, который находится далеко от морских портов (4000 км), когда до Европы напрямую менее 6000 км. Поэтому и создается Шелковый путь как элемент промышленного развития внутренних районов Китая, вступивших на путь индустриализации китайских прибрежных районов.

В настоящее время экономика Китая замедляет свое развитие. Рост Китая замедлился с более чем 10 % до 7%, а в последние годы возможно и ниже. Поэтому Китай пытается нормализовать свою экономику после долгого периода быстрого роста, как это однажды, в свое время, сделали Япония, Тайвань и Южная Корея. Промышленные компании Европы и Америки все чаще возвращают свое производство на родину. Большие проблемы в создании качественных промышленных товаров, а не только их производстве «по лекалам Запада», китайским компаниям еще только предстоит преодолеть.

Возвращаясь к вопросу проекта «Шелковый путь» нужно отметить, что, не смотря на экономический спад, Китай будет продолжать вливание инвестиций в инфраструктурные проекты. Для Украины это шанс для развития экономики. Становясь транзитной страной нового экономического Шелкового пути из Китая в ЕС, она может получить все преференции для осуществления трансформации своей экономики в смысле изменений, происходящих в мировом промышленном развитии в начале XXI века.

О приоритете Китая в инфраструктурной сфере говорит и предстоящее строительство крупнейшего морского порта в Алжире. Стоимость проекта составляет $3,3 млрд. Торговый порт возведут в городе Эль-Хамдании на западе страны.

Партнерами алжирцев в данном проекте станут китайские компании China Harbour Engineering Company и China State Construction Engineering Corporation. Алжирский премьер-министр назвал будущий порт в Эль-Хамдании «крупнейшим инфраструктурным проектом со времени обретения страной независимости от Франции».
Глубина бухты составит 20 метров, а площадь порта займет около 2000 гектар. Гавань планируется оборудовать 23 причалами с общей вместимостью 25,7 млн тонн грузов. Право на управление портом в течение семи лет полуит китайская компания Shanghai International Port Group.  Алжирская сторона надеется, что новый комплекс позволит довести транзит морских грузов через Северную Африку до 35 млн тонн, против 10,5 млн тонн, которые сейчас проходят через порты Алжира и Туниса.