Перспективы развития Транскаспийского маршрута

P1100685

Этапы развития Транскаспийского транспортного маршрута и план работ на 2016 год обсуждаются рабочей группой на заседании в казахстанском Актау. В заседании принимают участие представители ЗАО, железнодорожных структур Азербайджана, Казахстана, Грузии и Украины, Бакинского, Батумского и Актаусского портов, а также китайских, украинских и румынских логистических компаний.

«На повестке дня — обсуждение итогов деятельности Координационного комитета по развитию Транскаспийского транспортного маршрута в 2015 году и план работы на 2016 год, результаты road-show, проведенных в Китае и европейских странах с целью представления маршрута, создание международного консорциума по ТМТМ, а также возможность вступления новых членов в Координационный комитет. То, что в комитет вошли «Украинская железная дорога», компании Ukrferri и Translogist SRL, свидетельствует о растущем авторитете Транскаспийского маршрута», — сообщают участники.

Протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту был подписан 14 января между Украиной, Азербайджаном, Казахстаном и Грузией.
Напомним, что Транскаспийский маршрут пролегает через Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию и далее — в Европу. В августе прошлого года состоялся первый запуск тестового контейнерного поезда из Шихэцзы (Китай) до Бакинского международного морского торгового порта.

В это время первый грузовой поезд, следующий из Украины, прибыл в Китай в обход России. Груз был доставлен в конечную точку за 17 дней, вместо запланированных 11. Не секрет, что данный маршрут (Одесса – Черное море – Грузия – Азербайджан – Каспийское море – Казахстан – Китай) неудобен и дорог. Также, эксперты полагают, что никакой кардинальной модернизации за время обсуждений инфраструктура нового проекта не претерпела, а что вся эта история больше политическая, нежели логистическая.

Во-первых, данный маршрут сталкивается с различными природными стихиями на своем пути. Пройдя через воды двух морей, поезд подвергается температурным перепадам на территориях Азербайджана и Казахстана. Например, осенью или весной в Азербайджане может быть +30°C, в то время как в Казахстане – до -30°C. Такие температурные перепады не лучшим образом могут сказаться на дорогостоящих товарах и продуктах питания, которые транспортируются в контейнерах. Нельзя забывать и о том, что политическая обстановка в тех государствах, по территории которых проходит маршрут, нестабильна. И это может негативно повлиять на скорость транспортировки и сохранность грузов.

«То, что поезд прошел маршрут за 17 дней, – это рекорд. Данное событие активно освещалось в СМИ, поэтому поезду везде давали зеленый свет. Но как только внимание к этому проекту уменьшится, маршрут будет занимать гораздо больше времени», — полагают эксперты.

Многих волнует вопрос: может ли Шелковый путь стать конкурентом для Транссиба? «Транссиб и Шелковый путь предполагают транспортировку разных грузопотоков. Транссиб выходит в Центральную Европу, а Шелковый путь – в Южную, где в принципе меньше потребление. Равно как и в Китай транспортные коридоры заходят с разных сторон. Товары из Харбина, Маньчжурии, Шанхая и еще ряда городов и провинций вплоть до Пекина ближе и удобнее везти через российский Дальний Восток», — отвечают эксперты.

По мнению специалистов, для того чтобы транспортный коридор в обход России заработал, потребуется не менее 10 лет. Тогда, возможно, он перетянет на себя порядка 20–30% того грузопотока, который сейчас транспортируется по суше, но не более.

Однако, по планам организаторов, маршрут «Шелковый путь» в полном объеме должен заработать в 2018 году.