Пессимистичные прогнозы российских автоперевозок

zavody_pod_kluch

Объемы грузооборота продолжают падать, несмотря на положительные прогнозы. В декабре негативная динамика составила 6,5%. Предполагалось, что в январе темпы спада грузооборота замедлятся, по крайней мере, до 5%.

Основной причиной таких предположений была стабилизация внутрироссийских перевозок и улучшение процедур пропуска на автомобильных пунктах погранпропуска. Ведь на границе РФ были открыты 45 автомобильных пунктов пропуска с применением книжек международных дорожных перевозок (МДП).

Согласно приказу ФТС от 14.12.2015 г. допускался ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров, перемещаемых в соответствии с Конвенцией МДП через границы с Финляндией, Украиной, Монголией, Норвегией, Эстонией, Латвией, Абхазией, Азербайджаном, Грузией, Польшей, Литвой. Приказ вступил в силу по истечении 30 дней с момента его публикации. Фактически это означало завершение длительного конфликта между ФТС и Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП). Проект решения был согласован между ними еще в июне 2015 года. Однако фактически возобновление сотрудничества по использованию книжек МДП началось не сразу.

Ограничение действия данных книжек ФТС ввела осенью 2013 года, мотивировав это неисполнением обязательств со стороны АСМАП. Только эта организация имела право выдавать в РФ книжки МДП. По данным ФТС, в 1996–2013 гг. задолженность АСМАП превысила 20 млрд руб. Но в самой ассоциации этой суммы не признавали.

Свою лепту в сложившуюся ситуацию внес договор о свободной торговле между Украиной и ЕС. Помимо этого, вступил в силу запрет на поставки целого ряда номенклатур из Украины. Под него, согласно постановлению правительства РФ № 778, попали 52 товарные позиции, в частности мясо, рыба, молочные продукты, овощи, фрукты и орехи, значительная часть которых перевозилась именно автотранспортом. Как сообщает ФТС, мяса из Украины в РФ в 2015 году было ввезено более чем на $100 млн, а остальных ныне запрещенных продуктов – еще на $50 млн.

Запрещенным оказался и транзит из Украины в Казахстан, который теперь следует осуществлять через определенные указом пункты пропуска на белорусско-российской границе и с соблюдением целого ряда условий, которые де-факто на сегодня не могут быть выполнены. Потери украинских перевозчиков эксперты оценивают в $180 млн.

Помимо экономической составляющей большую роль сыграла и погода. Множество фур получили сбои при перемещении из-за морозов и снегопадов.

Среди негативных тенденций модно отметить и конфликт с Польшей: в конце января стороны не смогли договориться о продлении разрешений для автотранспортных компаний на 2016 год. Это привело к переключению части автомобильных грузопотоков на другие виды транспорта.