Плата за проезд грузовиков

Уже с 15.11.15 проезд по федеральным дорогам для грузового транспорта, масса которого превышает 12 тонн, будет стоить 3,7 руб. за 1 км. Чиновники всерьез задумываются над взиманием такой же платы с более легкого транспорта, причем не только на федеральных, но и на региональных трассах.

Кабина каждого грузовика будет оснащена системой ГЛОНАСС/GPS, которая будет отслеживать движение грузовика по дорогам федерального значения. Если водитель не установит такой прибор, ему грозит штраф, размер которого варьируется в пределах 5 000-1 млн. рублей. Трассы оборудуют стационарными и мобильными камерами, чтобы контроль осуществлялся максимально эффективно. Чиновники хотят, чтобы деньги, полученные за ущерб дорожному покрытию, направлялись в дорожные фонды, ведающие ремонтом подпорченных грузовым транспортом трасс.

Примечательно, что указанная дата уже несколько раз переносилась из-за неготовности системы, но теперь в Росавтодоре настроены очень решительно и отказываются еще раз смещать день введения нового налога. Росавтодором и дочерней структурой «Ростеха» было подписано соглашение, в рамках которого и создается и вводится в эксплуатацию система взимания средств с «автотранспорта-тяжеловеса», приносящего 56% ущерба дорожному покрытию.

Такой же размер платы хотят установить и для транспорта весом более 3,5 тонн. С железной логикой «двойного удара» едва ли можно поспорить, так как дорожные фонды начнут получать с 3,5-тонников ежегодный доход в размере 80 млрд. рублей. Если прибавить сборы с 12-тонников, которые принесут еще 50 млрд. руб., то ежегодное пополнение дорожных фондов составит 130 миллиардов. Осталось дождаться решения правительства, которое должно установить окончательный «диапазон» взимания новых сборов.

Чиновники не хотят допустить ситуации, когда бы водители пользовались региональными трассами в объезд федеральных дорог в целях экономии. Они заявляют, что инфраструктура регионов тоже может пострадать от тяжелых фур. Чтобы этого не случилось, регионам хотят предоставить право ввода платы за проезд грузовиков.

Интерес к новой системе проявляют многие области, среди которых – Московская, Калужская, Рязанская, Новосибирская области, а также Татарстан и Хабаровский край. Эти регионы намерены первыми начать борьбу с бесконтрольной перевозкой тяжелых грузов, наносящей экономике страны существенный ущерб. Есть также надежда, что российскому бизнесу придется «пересесть» на железнодорожный транспорт, который сегодня не досчитывается прибыли, поскольку перевозчики все чаще прибегают к услугам именно автомобильного транспорта.

С целями регионов все предельно ясно: они стремятся к наполнению дорожных фондов, чтобы удвоить темпы строительства новых дорог, как было поручено президентом. Минтранс подсчитал, что ежегодное строительство федеральных магистралей должно достигать 780 км, региональных – 2 940 км, но на это каждый год не хватает около 100 млрд. рублей. Вся надежда – на новые сборы, если система сработает, то их хватит с лихвой. Согласно данным «Автостата», российский парк имеет 3,47 млн. единиц грузовой техники весом свыше 3,5 тонн, а также 1,8 млн. единиц 12-тонников.

В Межрегиональном союзе водителей-профессионалов возмущаются такой логикой. Представитель союза А. Котов справедливо замечает, что дорожное полотно строится исходя из нормы нагрузки на ось. peta dunia Если эта нагрузка превышается, она должна быть оплачена, но простое движение автомобилей по дорогам, которые для того и существуют, чтобы по ним ездить и перевозить грузы, не должно быть платным.

Как бы то ни было, превышение весогабаритных параметров признается серьезной проблемой федеральных трасс, где нарушения составляют 46%. Весогабаритный контроль находится в ведомстве Росавтодора, Ространснадзора и ГИБДД. В Росавтодоре заявляют о коррупционной составляющей как неотъемлемой части подобного тройного контроля, и ратуют за введение системы автоматического контроля.

Участникам рынка невдомек, почему произведенные расчеты остановились на цифре 3,7 рублей. Они приводят в пример европейские трассы с очень качественным дорожным покрытием, за износ которого взимается гораздо меньшая плата, и добавляют, что российские дороги имеют низкое качество дорожного покрытия, из-за чего большегрузный автотранспорт наносит ему повышенную порчу. Бизнес перевозчиков имеет рентабельность 20%, ежемесячный транспортный налог на каждый большегрузный автомобиль составляет от 4,5 до 6 тысяч рублей.

После введения платы за проезд услуги перевозчиков подскочат в цене на 8%-15%. Как результат, увеличатся цены на услуги и товары, прибыль снизится, а значит, все участники рынка убедятся в неэффективности принятого решения. А если учесть, что бортовые устройства будут устанавливаться на каждый грузовик за отдельную плату, составляющую от 3 до 5 тыс. рублей, плюс сам телематический материал, стоимостью от 3 до 6 тыс. рублей, то безоблачные перспективы, обещанные чиновниками, приобретают довольно мрачный оттенок.